На главную страницу Особенности работы узла контроля ТОРН

На предыдущую страницу

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес электронной почты
adam@medicom-mtd.com   adam@pbox.ttn.ru

Мобильный телефон +7 918 500 63 52

Работа узла контроля имеет некоторые особенности, которые требуют пояснения. Прежде всего, в отличие от традиционных индикаторов, режим работы контрольной лампы (КЛ) в ТОРН никак НЕ СВЯЗАН С УРОВНЕМ НАПРЯЖЕНИЯ, потому что само это напряжение зависит от температуры. Контрольная лампа показывает РЕЖИМ РАБОТЫ ВЫХОДНОГО КАСКАДА РЕГУЛЯТОРА, что эквивалентно режиму управления обмоткой возбуждения генератора. Узел контроля выявляет и индицирует три состояния:
1. нормальная работа, когда выход регулятора работает в импульсном режиме – КЛ, как обычно, не горит.
2. на обмотку возбуждения (ОВ) постоянно (более двух секунд) подается напряжение - КЛ начинает мигать с периодом примерно 1 раз в секунду.
3. на обмотку возбуждения постоянно (более двух секунд) НЕ подается напряжение - КЛ начинает непрерывно гореть.
Понятно, что при такой индикации КЛ реагирует на сочетание бОльшего числа факторов по сравнению с обычной схемой (температура, степень заряженности аккумулятора, количество потребителей....), что с непривычки усложняет интерпретацию ее поведения. Водителю, который имеет некоторое представление об электричестве, ожившая лампа может многое рассказать. В общем же случае обращать внимание на нее надо только когда лампочка УСТОЙЧИВО МИГАЕТ ИЛИ НЕПРЕРЫВНО СВЕТИТСЯ, учитывая при этом состояние аккумулятора.
При включении зажигания КЛ загорается через 2..3 с и продолжает гореть после запуска двигателя до тех пор, пока не погаснет лампа аварийного давления масла. Если пуск затрудненный или аккумулятор подсажен, то после запуска двигателя КЛ мигает - это означает, что напряжение на аккумуляторе не достигло требуемого, и обмотка возбуждения запитана постоянно. Чем больше подсел аккумулятор, тем дольше будет мигать КЛ. В норме она мигнет один-два раза или вообще не мигнет.
Еще пример - холодно, пустили двигатель, едем, минут через 15 ...20 загорается КЛ и ровно светится некоторое время, что свидетельствует о разрядке, хотя напряжение по вольтметру в норме, потом КЛ гаснет. Причем, она может погаснуть самостоятельно или в момент включения какого-либо потребителя. Это означает, что с прогревом подкапотного пространства термодатчик уменьшает опорное напряжение, но аккумулятор был уже заряжен до более высокого уровня. В этом случае ТОРН практически отключает обмотку возбуждения и потребители это время питаются от аккумулятора, уменьшая его напряжение. Как только оно снизилось до требуемого (в соответствии с температурой) уровня, ТОРН опять переходит в нормальный импульсный режим и КЛ гаснет.
При работе ламп указателя поворота КЛ может вспыхивать в такт с его работой. Причина этого в том, что при включении ламп указателя напряжение в бортовой сети несколько уменьшается и ТОРН увеличивает ток возбуждения генератора. В момент, когда лампы указателя гаснут, напряжение сети повышается, происходит отсечка тока возбуждения, на что контрольная лампа реагирует кратковременной вспышкой. Аналогичную картину можно наблюдать, когда приходится «мигнуть» фарами, подать звуковой сигнал и т.д.
Устойчивое мигание КЛ во время движения свидетельствует о том, что обмотка возбуждения запитана постоянно и имеется опасность повышения напряжения в бортовой сети. Убедившись по вольтметру, что напряжение действительно повышено, причем тем больше, чем выше обороты двигателя, движение следует прекратить и устранить неисправность. В крайнем случае движение можно продолжить, соблюдая некоторые меры предосторожности.
Во-первых, не допускать повышенных оборотов. Обычно рост напряжения до 16 В не является опасным ни для аккумулятора, ни для остального электроооборудования. Определите значение оборотов двигателя при которых стрелка вольтметра начинает ложиться на правую границу шкалы и не превышайте этого значения. Таким образом двигаться можно достаточно долго до появления возможности устранить неисправность.
Во-вторых, включите максимальное число потребителей электроэнергии и в первую очередь те, которые не очень чувствительны к величине напряжения (обогреватель стекла, вентилятор отопителя и т.п.). Это позволит уменьшить степень повышения напряжения, а значит продолжить движение с более высокими оборотами двигателя.
При первой возможности для короткой остановки просто отключите провод питания с клеммы «15» ТОРН и продолжайте движение. Все потребители теперь будут питаться от аккумулятора и, если он в нормальном состоянии, экономно расходуя его ресурс, можно проехать не одну сотню километров. Разумеется, громкая музыка и частое использование стартера в данной ситуации неуместны. Если без музыки становится тоскливо, то придется достать запасную лампочку на 21 Вт и включить ее между снятыми с ТОРН проводами "15" и "67" - это позволит генератору хотя бы частично обеспечивать потребности потребителей энергии и двигаться при этом с нормальными оборотами.

На главную страницу
Сведения об авторских правах. Последняя проверка: 14 ноябрь 2014.